Итак... я волнуюсь! Ведь рецензия на
Но если и рассказывать о старой игре - то только об этой.
Немного обязательной статистики, прежде чем мы погрузимся в океан воспоминаний и впечатлений - просто чтобы дать нам точку опоры.
Название | X-COM: UFO Defence (X-COM: Enemy Unknown) |
Издатель | Microprose |
Дата выпуска | 31 декабря 1993 |
Жанр | Стратегия |
Vive la Resistance!
Вы уже чувствуете эту дрожь в кончиках пальцев? Вы помните, как впервые встали у руля Сопротивления?
Я познакомилась с игрой еще тогда, когда была слишком маленькой, чтобы играть в компьютер самостоятельно. Мне было семь или восемь лет, и в X-COM играл мой отец. А я садилась рядом и смотрела игру как кино - по два часа подряд. Происходящее на экране монитора было интереснее всего, что мог предложить телевизор.
Графика игры по тем временам была просто замечательной. Яркий и четкий мир, множество мелких подробностей и замечательные арты - все сделано с любовью и радует глаз по сей день. "Инновационная" графика начала 2000х с использованием всех технических новшеств сегодня вызывает лишь сочувственную улыбку, а первый UFO свеж и бодр. Устаревшую картинку как будто перестаешь замечать, смотришь сквозь условности - и мир оживает, как в самый первый раз.
Из тех сеансов "просмотра" я хорошо помню обсуждения, какую ветку исследований выбрать, какой танк взять на миссию и не продать ли к черту 30 инженеров-бездельников. Помню долгий выбор правильной тактики (отец играл на Superhuman) и жестокие последствия ошибок. И помню, как отчаянно я рыдала, когда погибал оперативник.
Генералы не дают мне спать -
Хотят видеть меня, чтоб двигать меня
Генералы не дают мне спать,
Сновиденья мои превращая в бои...
(с) здесь и далее Несчастный случай
Вот мы и подобрались к первой и очень важной для вовлечения особенности игры.
Не знаю, что за гений водил рукой разработчика, когда он решил дать солдатам имена. С этого момента война - не просто борьба желтых и синих квадратиков.
На сухом языке обзоров это называется "РПГ-составляющая". Через терминал базы мы заказываем "солдат, 10 штук", а получаем людей. У каждого есть имя и характеристики - и, я уверена, есть история. И в детстве, и позднее, переигрывая кампанию в десятый раз, я придумывала каждому личность и прошлое.
Солдаты носили имена разных народов и проявляли разные качества в своем первом бою. Дополнив этот образ двумя-тремя чертами, мы получаем почти живого персонажа. Вот Джон Стюарт, который тащит на себе бластер, шесть гранат и аптечку - он белозубый морпех с тихоокеанского побережья; вот Леон Руже, который с 200 метров вслепую попадает сектоиду в лоб - наверняка худой парень с холодным взглядом Венсана Касселя. Что чувствует тот чувак, который зацепил гранатой своего на прошлой миссии?
Можете смеяться, но о возможности переименовывать своих солдат я узнала через много лет. Если в отряде четверо битлов, как думаете, кого застрелят первым?
Чем больше оперативник пережил миссий, тем он опытнее и ценее для отряда, тем страшнее его терять.
И вот вторая особенность игры.
Все равно мое место - там...
Там, где играет армейский джаз
Где под корень срезают нас
Отправляя букеты вам...
Каждый раз, высаживаясь на поле боя, команда подвергается серьезной опасности. Карта покрыта "туманом войны" (простите), и в нем скрытно перемещаются чужие существа с очень большими пушками.
Можно продумать тактику и прикрывать спины солдат, но смерть или ранение все равно ждет их за каждым поворотом.
Бои в игре великолепны. Они пошаговые, но напряжение сложной битвы не отпускает и во время своего хода, а уж в момент нажатия кнопки "Конец хода" нервы натянуты до предела. Если вы засиделись за игрой дотемна, не дай бог кошка уронит на кухне чашку. Вот что называется настоящим саспенсом)
Мало что может быть страшнее этого((
На тактической карте практически все окружение можно разрушить до основания при наличии достаточно мощного оружия. Это и для современной игры очень круто, а для тех времен и вовсе было нечто запредельное. Прорубить себе путь или расчистить линию огня - все, что угодно.
Но не стоит перебирать с дестроем, пусть это и безумно весело. Задача X-COM не только уничтожать, но и исследовать. Ученым нужны образцы.
Итак, третья особенность - наука и менеджмент.
Кроме бесконечной войны, которая, как ни крути, не меняется, вам придется управлять сетью баз Икс-команды, контролировать разработку и производство технических новшеств на основе добытого у пришельцев добра, а так же налаживать отношения с правительствами-учредителями и разбираться в статистических отчетах.
Скриншоты представляют богатство возможностей по управлению проектом. Целый земной шар в ваших руках! Обнаружение и перехват НЛО тоже может доставить немало волнующих моментов.
Исследования в игре - одна из самых важных частей. Необходимо как можно скорее ликвидировать чудовищный разрыв между человечеством и чужими, иначе солдаты продолжат погибать и проект будет обречен. Чем больше артефактов захвачено, тем больше становится тем для разработки, и важно своевременно выделить важные.
Вспомните, как впервые создали персональную броню и открыли лазерное оружие. Это бесценно)
Мне всегда нравились отчеты о вскрытии и допросах пришельцев)
И, наконец, четвертая важная особенность игры - играющему первый раз никогда не бывает скучно.
Только покажется, что разобрался с тактикой врага и начались боевые и исследовательские успехи, как одну расу сменяет другая, и снова нужно ориентироваться на ходу. Стал привыкать к захватам кораблей - чужие начинают террор городов. Справляешься с террором - попробуй взять базу. Или две за один месяц.
И так до самого финала игры, яркой точки в истории первой космической войны.
У Enemy Unknown уникальная реиграбельность. Покажется было, что игра надоела, кампания проходится за пару дней, все действия производятся автоматически - три лаборатории, 150 ученых, 6 солдат и два танка...
А потом через год она снова стоит на компьютере, и снова:
"Рейнджер приземлился у НЛО-1. начать миссию? ДА."
PS. Автор выражает благодарность организаторам конкурса за лишний повод вспомнить о любимой игре. Провела чудесные пару дней, восстанавливая в памяти все подробности)
PPS. Источники: Википедия для статистики,
Спасибо за внимание!