Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
21a21d6057898f0138b4fd523d26a91e%d0%b0

Плюсатор ArDec 52

326

Психология фанбойства

Эту статью я перевёл уже довольно давно для одного ресурса, на котором ей так и не суждено было появиться. Но в конце концов подумал, что добру пропадать не стоит, и решил выложить её здесь. В оправдание перед наместником и читателями могу сказать, что, хотя холивар, благодаря которому данная статья появилась на свет, давно себя исчерпал (к счастью!), смысл её совсем в другом. И поднятая в ней проблема актуальна, увы, и по сей день.






Разумеется, нет ничего плохого в том, чтобы не любить Modern Warfare 3. Не любить можно что угодно, и ничего плохого в этом нет.

И всё-таки есть большая разница между разумной критикой и тем, что прямо сейчас происходит на Metacritic.

Metacritic, если вы вдруг не знаете, это сайт, на котором можно узнать средние оценки различных развлекательных продуктов, включая игры. За те годы, что он существует, сайт приобрёл немалое влияние в компьютерно-игровой индустрии. Акции игровых издателей могут неслабо упасть или подняться в зависимости от оценок на Metacritic. В этом году, например, инвесторов напугал рейтинг Homefront: её средний балл составлял 72 из 100; акции THQ упали на 21 процент уже в день релиза, задолго до первых данных о продажах. Некоторые издатели даже заявляли, что используют оценки на Metacritic для определения того, достойны ли разработчики дополнительной награды, заранее включая в договоры пункт о желаемой оценке.

Metacritic, однако, отличается от сайтов наподобие GameRankings тем, что там оценки могут ставить и сами пользователи. Оценки пользователей не влияют на общую оценку (которая выводится на основе отзывов критиков), но учитываются и образуют отдельный рейтинг.

Система пользовательских оценок, однако, не лишена недостатков. На момент написания этой статьи пользовательский рейтинг Modern Warfare 3 составлял (при максимуме в 10 баллов) 3.2 балла в версии для Xbox 360, 2.8 на PS3 и 2.0 на PC. Средние оценки критиков (по 100-балльной шкале) составляют 89, 88 и 81 соответственно.

Психология фанбойства
Call Of Duty: Modern Warfare 3 - Психология фанбойстваПсихология фанбойства

Это не то чтобы обычная ситуация.
Суть здесь не в том, что Modern Warfare 3 у кого-то вызывает негативную реакцию. Геймеры имеют право не любить какую угодно игру, в том числе и Modern Warfare 3. Суть в том огромном количестве геймеров, которые были настолько недовольны игрой, что влепили ей 0 из 10 баллов.

Доктор Дэниэл Кинг - научный сотрудник факультета психологии Университета Аделаиды в Южной Австралии. Кинг был счастлив помочь нам понять, что же здесь происходит. Он прочитал несколько пользовательских обзоров на Modern Warfare 3 на Metacritic.

"Как много нулей!", - воскликнул Кинг. И он прав.

"Беглый взгляд на содержание этих обзоров показал, что основной жалобой игроков стал недостаток нововведений и в общем нового контента по сравнению с предыдущими играми серии”, - продолжает он. – «Люди не обязательно утверждают, что игра сама по себе достойна «нуля», но выражают очень сильное недовольство тем, что игра стала ежегодной серией, которая с каждой новой частью практически не изменяется. Я сам геймер, и я знаю, в чём причина этих претензий. За свои кровные доллары вы надеетесь получить нечто стоящее, особенно в Австралии – а по этим обзорам видно, что немалое число игроков считает, что из франчайза Call of Duty исчезла вся оригинальность, вся новизна и прочее.»

Множество пользователей Metacritic обратили десятибалльную систему сайта в двухбалльную: «Мне понравилось! 10!» и «Ужасно! Ноль!». Пользователям не обязательно указывать, почему они поставили игре ту или иную оценку. Честность, баланс и надёжность стоят где-то в стороне, пока те, кого напрягает единственный недостаток в игре, ставят ей 0 из 10 баллов. Анализировать эти предсказуемые и необдуманные оценки особого смысла нет. Действительно ли ноль помогает другим покупателям сделать выбор? Если Modern Warfare 3 достоин только этой оценки, то сколько вы дадите Superman 64? Меньше? А почему? Это не объективная критика – это протест.

Психология фанбойства
Call Of Duty: Modern Warfare 3 - Психология фанбойстваПсихология фанбойства

Серьёзно, парень? А между этими крайностями для тебя ничего нет?
"Думаю, довольно честно будет сказать, что многие пользовательские обзоры представляют собой лишь пустые гневные разглагольствования, - говорит Кинг. – Многим из них не хватает определённых критериев и систематичности. Многие из них состоят из пары слов: «Я люблю эту игру» или «Я ненавижу эту игру и Activision за её жадность». Они не выходят за рамки обычных эмоций, будь то восторг или разочарование от покупки игры, столь похожей на предшественниц».

"Подобные основанные лишь на эмоциях обзоры обычно делятся на две категории – с высшей и низшей оценкой, потому что выразить наши чувства числами очень сложно. Для многих людей это не то чтобы гладко проходящий процесс. Мы либо испытываем от игры гнев или радость, либо нет. Я не говорю, что на Metacritic совсем нет хороших обзоров – они там есть, но они легко тонут в море двухполярных оценок».

"Кроме того, я подозреваю, что не всем хочется, чтобы игры оценивались объективно. Люди, движимые эмоциями, склонны лишь к эмоциональным аргументам. Для таких людей трудно посмотреть более объективный анализ игры, и вновь она либо совсем им не нравится, либо вызывает скуку".

Психология фанбойства
Call Of Duty: Modern Warfare 3 - Психология фанбойстваПсихология фанбойства

Подсказка: качество игры не зависит от ваших чувств к издателю.
Кинг недавно обнаружил нечто подобное, проводя эксперимент, в ходе которого выяснялось влияние видеоигр на сон. Часть эксперимента состояла в том, что участники должны были сперва оценить игру эмоционально (т.е. охарактеризовать словом «скучно», «весело» и т.п.), а затем дать ей оценку по десятибалльной шкале.

"Это не главная часть нашего исследования, мы в основном интересовались аспектами сна, но интересно было и понаблюдать за тем, как люди подробно разбирают эмоциональные ощущения и переводят их в числа. Это дало нам некоторые представления о том, как люди обычно оценивают игры, - говорит Кинг. – Например, некоторые участники быстро завершали игру со словами: «Это отстой». Потом они пускались в недовольные разглагольствования о той части игры, где они застряли или о врагах, которые якобы оказались слишком крутыми".

«Потом мы давали им форму, в которой они должны были оценить игру по таким параметрам, как общее веселье, скука и тому подобное, и им приходилось посидеть и подумать как следует. Оценки разнились – например, одна и та же игра получала 7 по шкале весёлости и 9 по шкале разочарования – и данная ранее эмоциональная оценка «отстой» в итоге не согласовывалась с данной в результате объективных систематических раздумий. Результатом долгих целенаправленных размышлений в конечном итоге становится более сбалансированная оценка, чем та, что дана в результате мгновенных эмоциональных суждений. На Metacritic можно было бы ввести специальные критерии оценивания, но пользователи такую идею вряд ли поддержат, да и веселье будет уже не то».

Metacritic ужесточил правила, чтобы остановить «бомбардировку обзоров» в августе 2010 года, введя обязательную регистрацию (до этого, чтобы поставить оценку, вам нужно было лишь иметь уникальный e-mail), но системой всё ещё можно злоупотреблять. И дело не только в обычном троллинге, хотя он и остаётся ключевым фактором.

Многие пользователи Metacritic и не думают оценивать игры так, как, по их мнению, они должны быть оценены: они лишь хотят повлиять на средний балл. Если такой пользователь видит, что средний балл выше, чем, по мнению этого пользователя, игра заслуживает, он даёт ей ноль, чтобы сильнее повлиять на этот самый средний балл.

Впрочем, возможна и другая ситуация. Либо большой палец вверх, либо вниз, и третьего не дано. Посмотрите на оценки LittleBigPlanet на Metacritic. 4556 оценок от пользователей, и лишь 55 из них средние. Всего 55 человек из 4556 дали игре пять или шесть баллов из десяти.

Психология фанбойства
Call Of Duty: Modern Warfare 3 - Психология фанбойстваПсихология фанбойства

Этот чёрно-белый способ мышления совершенно подрывает честные и справедливые оценки, будь они негативными или позитивными. Как можно ожидать от рядового потребителя того, что он сумеет преодолеть безответственность и детскую склонность к гиперболизации и станет объективно обсуждать недостатки и достоинства той или иной игры?

Позорно высокий процент троллей только усугубляет проблему. Стыдно наблюдать за тем, сколько геймеров было втянуто в маркетинговую войну между Modern Warfare 3 и Battlefield 3. Разумеется, мы знаем о ненависти каждого лагеря к соответствующей игре, но усилия, с которыми она выражается, всё равно удивительны. Печалит, например, количество профилей, которые демонстрируют, что их владельцы тоже втянуты в противостояние.

Психология фанбойства
Call Of Duty: Modern Warfare 3 - Психология фанбойстваПсихология фанбойства

Не так необычно, как можно было надеяться.

Данный пользователь Metacritic не только считает трудной жизнь в одном мире с Modern Warfare 3 – он позаботился о том, чтобы поставить игре ноль в версиях для всех платформ. А ещё он дополнительно убедился в том, что весь мир узнает, с какой стороны намазан маслом его бутерброд. Battlefield 3? 10. Modern Warfare 3? Ноль. Это просто не логично. Разумеется, вы можете предпочитать одну игру другой, но оперировать абсолютными оценками недостойно взрослого человека.

Есть лишь одно объяснение такой однополярности мышления.

"В социальной психологии существует термин «групповое предубеждение», - говорит Кинг. – Суть в том, что люди оценивают тот или иной предмет, основываясь на своей принадлежности к определённой группе. Групповое предубеждение – обычное явление среди хардкорных игроков".

"Некоторые люди очень привязываются к определённым играм, особенно если они потратили на игру много времени… и таким образом, они начинают относиться к этой игре как к фактору, на котором основывается группа, к которой они себя причисляют. Ставить заниженный рейтинг игре-сопернице – значит, демонстрировать превосходство своей группы и своей игры и гарантировать, что противоположная точка зрения не будет угрожать интересам группы игрока".

К несчастью, с некоторыми людьми спорить очень трудно. Нелегко будет убедить геймера, уверенного в том, что Battlefield 3 совершенен, а Modern Warfare 3 недостойна даже одного балла (и наоборот), в том, что он необъективен.

"Клинические психологи часто рассматривают человеческий ум как сочетание рационального и чувственного мыслительных процессов, - объясняет Кинг. – Рациональное мышление основывается на объективных фактах, на логичных и обоснованных аргументах. Мнение, основанное на рациональном мышлении, легко изменить, представив человеку новую информацию. Мнение, основанное на чувственном мышлении, изменить куда сложнее. Оно основано на эмоциях, инстинктах, интуиции или внутренних чувствах ".

"Многие люди оценивают видеоигры с точки зрения чувственного мышления. И это имеет смысл, поскольку игры – это форма искусства. Из-за того, что некоторые геймеры так эмоционально привязаны к видеоиграм в целом и какой-то серии в частности, рациональному мышлению становится трудно взять верх над чувственным. Когда человек видит новый Call of Duty, который не удовлетворяет ожиданиям, его чувства начинают влиять на поведение. И человек изливает свою злость на Metacritic. Тому, кто попросит обоснований, тоже достаётся".

То, что творческий директор и сооснователь Sledgehammer Games Глен Скофилд в своём твиттере написал, что пользовательский рейтинг кажется ему подозрительно низким, не должно казаться удивительным. Вряд ли кто-то был шокирован тем, что смехотворно низкие рейтинги заставили представителя команды разработчиков дать комментарий по этому поводу.

Примечателен был тот факт, что он просил фанатов о помощи. Интересно было увидеть, что разработчик одного из главных развлекательных брендов в мире обращал внимание на такой предмет, как оценка пользователей на Metacritic.

Вся эта злоба со стороны пользователей Metacritic не то чтобы является новым феноменом – играм вроде Dragon Age II и LittleBigPlanet уже приходилось испытывать её на себе. Supergiant Games и Signal Studios несколько месяцев назад оказались в похожей ситуации, когда средние пользовательские оценки Bastion и Toy Soldiers: Cold War за одну ночь просто-таки рухнули вниз. Разработчики тоже попросили о помощи фанатов, что вылилось в незначительное увеличение среднего балла обеих игр, но в конце концов вмешалась администрация Metacritic, обнаружившая волну внезапных нулей, и лишние оценки были потёрты.

Мы обратились за комментариями к Sledgehammer и Activision, но нам сказали, что суровое рабочее расписание никак не позволит им что-то комментировать.

Для маленьких студий подобный саботаж может оказаться особенно вредным, но для Modern Warfare 3 и её создателей это вообще не проблема. Activision заявляет, что в первые же 24 часа было продано 6.5 миллионов копий Modern Warfare 3 – и это самый успешный запуск продукта за всю историю видеоигр. И это только учитывая США и Великобританию – Европа, Австралия и прочие части света в расчёт даже не брались.

Обзоры пользователей действительно могут служить отличным дополнением к обзорам профессиональных журналистов. В них можно найти дополнительную информацию, которую профессионалы, ориентируясь на более широкую аудиторию, порой упускают. К несчастью, пока геймеры не вырастут, безумное фанбойство и обман будут бросать тень на полезную и объективную критику.

"Большинство людей в интернете по умолчанию считаются равными в своих привилегиях, - говорит Кинг. – Тот, кто критикует просто чтобы покритиковать, получает такую же свободу голоса, как тот, кто аргументирует своё мнение, или как спамбот, или как человек, к месту и не к месту вставляющий картинку с фэйспалмом Пикарда".

Это гигантская стена шума и криков, и понять что-либо порой очень сложно.

Психология фанбойства
Call Of Duty: Modern Warfare 3 - Психология фанбойстваПсихология фанбойства

Так что же? Ноль? Восьмёрка? Если игра достойна восьмёрки, так поставь её!
Big Rigs: Over the Road Racing – игра о гонках больших грузовиков 2003 года выпуска, считающаяся худшей игрой всех времён и народов. У неё самый низкий средний балл среди всех игр на Metacritic (как и на GameRankings). И всё же некоторое число ироничных десяток среди оценок пользователей подняло её средний балл до 4.1, что на момент написания статьи почти в 2 раза превышает рейтинг Modern Warfare 3 на всех платформах. Big Rigs была мертворожденной игрой: в ней не было звука (вообще), в ней можно было проехать сквозь любой окружающий объект, а искусственный интеллект у соперников отсутствовал (они просто-напросто не стартовали).

Я повторюсь, вы не обязаны любить Modern Warfare 3. Но подумайте, как вот это выглядит для неискушённого наблюдателя.

Психология фанбойства
Call Of Duty: Modern Warfare 3 - Психология фанбойстваПсихология фанбойства

"Это лучше, чем Modern Warfare 3!" – заявляют некоторые.
"На сайте, где люди могут свободно и бесконтрольно ставить игре любую оценку под любым предлогом, всегда будут проблемы с контролем качества, - говорит Кинг. – Вам не нужно обладать особыми правами, чтобы опубликовать своё мнение, не нужно проходить через проверки перед публикацией и так далее. Я не говорю, что на Metacritic стоит ввести подобные меры, но к любым обзорам пользователей нужно относиться со здоровой долей скепсиса, если они появляются на открытых ресурсах, подобных Metacritic".

Оригинал.

326
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

48 комментариев к «Психология фанбойства»

    Загружается
Чат