«Однажды в Мексике». Обзор Guacamelee! Gold Edition
Бывает такое, когда игру ждешь всем сердцем: все новости по ней читаешь, скриншоты и арты себе на жесткий диск собираешь, да дни до выхода считаешь. И вот выходит твоя долгожданная игрушка, и оказывается она выше всяких похвал. Ты счастлив, ты весел, ведь все ожидание было не зря – своего шедевра ты дождался.
Это здорово, когда вот такая ситуация с какой-нибудь игрой происходит, но, на самом деле, еще лучше, когда о игре ты и слова не слыхивал до самой покупки, и все упоминания о ней прошли мимо твоих ушей, а она, к твоему искреннему удивлению, оказывается самым настоящим чудом, которому ты непрестанно готов петь дифирамбы и сочинять оды. Это великолепно.
Примерно такая ситуация у меня случилась с Guacamelee! Gold Edition. Соблазнился коллекционными карточками и еще одной игрой нахаляву, да, не долго думая, купил, особых целей не преследуя. Запускал игру я без особого энтузиазма: «Поиграю пару часиков, да и заброшу, как и большинство игр у себя на аккаунте», - думал я. А потом, так вышло, что пара часиков как-то затянулась, и я полюбил Guacamelee и сейчас расскажу за что.
_____________________________________________________________________________________
Ола, Лучадор!
Колорит – главнейшая особенность Guacamelee, и это сразу бросается в глаза. Мечтали когда-нибудь побывать в Мексике? Не в той грязной современной Мексике из Call of Juarez: Cartel и не в той бутафорской, словно стянутой из многочисленных боевиков, Мексике из Shank. Guacamelee не просто эксплуатирует мексиканскую стилистику для создания фона, а превозносит ее, делая ключевой особенностью игры.
Все здесь – от оформления главного меню и до строчек каждого диалога – так и пронизано жарким мексиканским колоритом. Вот, например, название игры вам навряд ли о чем-то говорит, а, на самом-то деле, гуакомоле – это народное мексиканское блюдо, наряду с чимичангой и буррито. Игра до того сделана «по-мексикански», что даже не делает поблажек тем, кто с культурой жаркой страны не знаком. Не знаете что такое «Диа де лос Муертос»? В игре вам никто не скажет, что это за штука такая – придется до всего самому докапываться с помощью Википедии, и это только красит игру, ведь она же это специально для вас делает, чтобы вы к культуре приобщались.
Играть с таким настроем и атмосферой одно удовольствие, а играть вам предстоит в платформер, причем в не простой платформер, а с открытым миром. Так вот, поясню, что же это за открытый мир такой. Значится, вот есть у вас игровая локация, но не просто пересекаете вы ее слева направо, а вольны и наверх забраться, и вниз спуститься – развилок и всяческих закоулков тут немало. А уж в этих закоулках просто несчетное количество запрятанных секретов и всяческих головоломок. Я, признаться честно, в игры с подобной «двухмерной свободностью» практически до Guacamelee не играл: могу только вспомнить Castelvania (некую мобильную версию), прошел которую я раза три и рад был несусветно всем тем секретам, что в игре запрятаны.
Вся соль такого исследования мира в том, что все секреты определенной локации ты зараз не откроешь: где-то проем слишком узкий, чтобы в него пройти; где-то путь преграждает камень, который вы не пробьете; где-то просто платформа слишком высоко висит, чтобы до нее допрыгнуть. Вы, конечно, еще сможете во все недоступные места добраться, но позже, когда получите необходимые способности. Приходится возвращаться в уже пройденные уровни и исследовать их до конца, ведь награда за поиск секретов немаленькая – увеличение здоровья и ловкости, деньги на покупку новых ударов и уж совсем секретные части таинственной маски, о предназначение которой вы узнаете лишь в финале игры.
Коль решитесь на то, чтобы собрать все ценности, обильно разбросанные по всей игре, тогда будьте готовы к непосильному труду, рискующему забрать у вас немало времени. Дело даже не в том, что секретиков много, а в том, что их очень непросто достать. Тут есть настоящие лабиринты, для прохождения которых лучше запастись листком бумаги и ручкой; тут есть прям невероятные по сложности этапы, в которых вам предстоит немало попрыгать. Верхом гениальности разработчиков является рычаг, запрятанный на одном из уровней, который неизвестно что открывает, причем совсем на короткий промежуток времени. Можно весь уровень оббегать, но так и не найти заветную секретную дверцу, открываемую рычагом. Вот так вот все забавно.
Исследование тут возведено в абсолют – это не дополнительная фишечка, чтобы растянуть игру, а полноценная часть геймплея, оторваться от которой непросто. Но не одними секретами может похвастаться игра – у нее в запасе есть штуки и покруче.
«Однажды в Мексике». Обзор Guacamelee! Gold Edition «Однажды в Мексике». Обзор Guacamelee! Gold EditionПривет, Super Meat Boy! |
_____________________________________________________________________________________
Кидай прогибом – нокаутируй апперкотом
Платформер – это только одна сторона монеты, ведь немалая часть игры отводится еще одному немаловажному геймплейному элементу – дракам. Причем ого-го каким дракам – боевой системе тут есть что показать. Фактически, она состоит из всего четырех основных движений: обычного удара, сильного удара, захвата и уклонения. В течение игры также можно разучить несколько дополнительных движений, затрачивающих вашу энергию. Никаких комбо – все легко и просто, но даже с таким, казалось бы, примитивом, драки умудряются цеплять игрока. Увидев то безумие, что творится на экране во время боя, невольно хочется воскликнуть «Вау!», ибо такого в других играх вы навряд ли найдете.
Наш Хуан (уже не обычный деревенский парень – уже настоящий мексиканский лучадор), врывается на очередную локацию, а тут – вспышка слева, вспышка справа – и нашего Хуана с двух сторон окружают скелеты. Но нас этим не испугать – лучадор перекатывается к ближайшим скелетам, ловко наносит им несколько ударов, хватает одного из них и лихо кидает его на врагов, наступающих с другой стороны. Пока летящий скелет сбивает своих собратьев словно доминошки, Хуан хватает оставшегося скелета, подбрасывает его мощным апперкотом к потолку и оттуда, так же как и первого, скидывает на остальных гадов. Со скелетами покончено, но вдруг из ниоткуда возникает здоровенный ягуар с огромным молотком, и так просто с ним не расправишься – сначала надо сбить щит специальным ударом, и только потом уже монстра добивать. Вот такие тут страсти творятся.
Разнообразие – вот залог успеха местных сражений. Игра постоянно подкидывает новых врагов, а к каждому из них нужен свой особый подход. Броненосцы жутко медленные, но, если уж начнут атаковать, то от их ударов вы уже не увернетесь; плотоядные растения нужно сначала из под земли достать, а затем уже бить; а кактусы можно одолеть только с помощью их же гранат, что они кидают. Драться в этой игре не надоест никогда.
_____________________________________________________________________________________
Заходит как-то цыпленок в бар…
На фоне всего того геймплейного веселья и шикарного оформления в Guacamelee очень слабая сюжетная основа: ужасный злобный скелет со своей бандой похитил прекрасную дочку президента и вам, как старому другу доченьки главы государства, придется ее выручать. Очередная принцесса, очередной замок? Да, это так. И всяких «неожиданных поворотов» ожидать не стоит: дочка президента не окажется главной злодейкой, а вы не окажетесь давно потерянным сыном того главного скелета, вот так.
«Однажды в Мексике». Обзор Guacamelee! Gold Edition «Однажды в Мексике». Обзор Guacamelee! Gold EditionКостюм Мэнни из Grim Fandango – вовсе не пасхалка, а фанатская поделка из Steam Workshop |
Но вся банальность сюжета мигом забывается, стоит только поближе познакомиться с местными героями и злодеями, что нам встретятся. Старик-козел (в буквальном смысле, ведь он может превращаться в козла) всю игру будет проклинать вас за то, что вы разрушаете его статуи (а за них новые удары дают, между прочим). Особенно удалась тройка злодеев: ведьма, всеми силами пытающаяся добиться внимания главного злодея; ковбой с огненным лицом, страдающий алкоголизмом; и человек-ягуар, страдающий пафосом (мурлыкает). А как насчет «Эль Дьябло» (то бишь, Сотоны), превращенного, вы удивитесь, в петуха?
Кстати, пернатые в игре до того часто встречаются, что создается впечатление, будто игра-то как раз про них, а совсем не о храбром лучадоре Хуане. Практически каждый побочный квест (а они здесь есть) не обходится без их участия: петушки воруют сокровища, петушки прячутся по всей карте, петушки обучают вас новым ударам – повсюду ко-ко-ко, как видите.
Игра ни на секунду не перестает удивлять. Вот только ты думаешь, что вот-вот и тебе станет скучно: драки начнут наскучивать, секреты вдруг куда-то пропадут, а персонажи перестанут отвешивать колкости. Но нет, игра становится все совершеннее и совершеннее прямо на глазах. Вот мы получаем способность в любой момент перемещаться в Мир Мертвых, что открывает еще больше возможностей для исследования. Сам внешний мир любого уровня меняется, стоит лишь нам переместиться в другой мир: солнце пропадает, лава меняется на воду, снег идет не вниз, а вверх и топу подобное. Все эти прыжки между мирами уж очень сильно напоминают Time Fcuck: вот в воздухе нет платформы, но – вжик! – перемещаемся в другой мир, а платформа уже тут как тут. На последних уровнях доходит до того, что перескакивать в Мир Мертвых нужно чуть ли не после каждого прыжка, иначе наколемся на острые шипы и, увы, умрем. Правда, радует то, что умереть-то в Guacamelee можно только от рук врагов, а вот, если мы слегка перемахнем через нужный выступ, то нас тут же вернут на ту платформу, на которой мы стояли в последний момент, так что нервы игроков, к счастью, будут в порядке.
Вообще, у игры, наряду с Миром Мертвых, припасено еще немало сюрпризов, но раскрывать их лучше не стоит. Лучше вам все самим увидеть.
_____________________________________________________________________________________
Guacamelee чудесен во всем. Он прекрасен, он весел. Чуть ли не всю игру преследовало меня нехорошее предчувствие: «Вот еще чуть-чуть и игра точно наскучит!». Я с опаской ждал изъянов, ждал разочарований. Их не хотелось замечать, да их, в общем-то, и не было
Единственное, что действительно оставляет осадочек, так это кооператив, который, впрочем, можно даже и не запускать. Если бы разработчики сделали отдельную игровую кампанию на двух игроков – все было бы просто здорово, но бегать вдвоем в рамках основной игры уж очень некомфортно. Драться против противников с напарником еще очень даже весело, но стоит лишь вам добраться до той части, где вам на двоих придется прыгать и только прыгать, то тут весь задор пропадает – упадет кто из вас, так сразу сначала начинай.
И больше никаких недостатков. Все остальное в игре – на высшем уровне и даже больше. Ничего ярче и веселее в это лето вы навряд ли сыщите. Коль вам надоели скучные и серые игры, и вам хочется чего-то действительно необычного, то попробуйте Guacamelee. Он вам должен прийтись по душе.
И да, нужно закончить все по-мексикански. То есть по-испански.
Muy bien! Gracias! Zumo de naranja?! Adios!
+Тема Мексики раскрыта во всей красе +Большие локации с огромным числом секретов +Петухи +Отличная боевая система +Многочисленные пасхалки и отсылки | -Слабый кооператив |