Для всех туристов из Северной Кореи, у которых не было интернета всю последнюю неделю я напомню: В прошлую пятницу (2августа) в 11:00 по МСК наши добрые друзья из SOE явили миру свое новое творение - Everquest Next, которое обещает стать эпической революцией в жанре ММОРПГ, задаст новую планку для всех разработчиков и вообще будет просто мега труъ. Если хотите узнать о самой презентации подробнее - найдите соответствующую тему, я же хочу вам предоставить немого пищи для холиваров и отменной диванной аналитики.
Собственно меня очень тронула фраза товарища Дайва Джорджсона (Dave Georgeson), которая и сподвигла меня на написание этого поста, (в котором я бы хотел обсудить коекакие вопросы, а не просто поделится мнением) а именно та часть где Дэйв сказал что последние 15 лет мы играем в Dungeon & Dragons и пора принести революцию в жанр и что эту революцию принесет Эверквест, "again".
Те кто не понимают что он имел ввиду, то я поясню. D&D это крайне известная среди геймеров игровая система для настольных (фентезийных и не очень) приключений, которой, если я не ошибаюсь, уже почти 30лет. На основе этой системы были сделаны такие игры как Baldurs gate, Neverwinters nights 1-2 (NWN online не имеет ничего общего с D&D, попрошу заметить), DDO. Так вот эта самая D&D есть каноническая фэнтезийная ролевка. Партия приключенцев бродит по миру, выполняет квесты, получает уровни. Поэтому говоря про последние 15 лет, товарищ Джорджсон имел в виду застой в ММОРПГ строении. Но так ли это? Станет ли EQN революцией?
Если бы каждый новый год мы на почту получали письма в стиле сообщений в начале недели из Героев 3, то открыв конверт в 2013 вы бы увидели "Год унылого уныния на ММОРПГ рынке". Как мы теперь уже на 99,99% знаем в это году ММОРПГ индустрия не порадует нас ниодним ААА проектом. Не так давно нас обломали господа из Бефезды, как вам известно, потому что якобы они хотят выпустить игру одновременно на всех платформах, но мы то знаем что там да как... Так вот 2013 это полный штиль в онлайновом игрострое/локализации высокого класса и в лучших традициях народной мудрости это лишь затишье перед бурей, ведь в начале 2014 года нас ждут сразу 3 долгожданные игры - Archeage, The Elder Scrolls Oline и Blade and Soul. Дат никаких не называется, но сложив 2+2 мы можем сделать подобные прогнозы.
Внимание, вопрос знатокам. Будет ли EQN такой страшно революционной?
Мое мнение - нет. В презентации нам показали модную систему передвижения в EQN, аналог которой есть в BnS, заявили большую мультиклассовость, которая есть в AA и TESO, и еще несколько вещей которые не сказать что такие уж революционные и невероятные. Уникальная фишка игры по сути - сложный ИИ, который будет следить за всем что вы делаете и мир будет реагировать на ваши действия, а так же следить за огромным паблик квестом и запускать события меняющие облик мира. Это действительно серьезная заявка. Как это будет реализовано совсем не понятно, ведь ИИ такого уровня должен обрабатывать колоссальные потоки информации. Конечно рано вести себя как большая жопа и говорить что это фейл, но проявить немного скепсиса на эту тему стоит.
Предположим все получится и будет у нас живой мир который ставит нам палки в колеса и мерзко хихикает, когда вы расхлебываете плоды своего собственного невежества или джекичанского поведения. Что изменится в жанре? Ведь это те же самые квесты и монстры, просто они получают больше возможностей нагадить на пути игроков. К тому же встает вопрос: на сколько этот искусственный антогонист будет умен. В последней презентации TESO мы видели как монстры в данже кооперируются и начинают обрабатывать партийных ДД и Хилов, порой просто игнорируя танков. То есть новые ИИ среди нас будут уже этой весной. Конечно SOE заявила более масштабные моб-формирования, но все же суть то остается та же.
Преобразование мира вокруг, еще одна "свежая" идея. Полная разрушаемость всего - одна из фишек игры, обсуждать которую пока рано. Добро это будет или зло - непонятно, и все мы прекрасно пониманием что это вообще ни разу не новая идея. Надо ждать бета-тестов, смотреть как да что там разрушается, как быстро заживают "раны земли", да и без информации о ПвП, о крафте, о строительстве, этот вопрос остается на полке.
Поговорим о концепте гигантских паблик квестов которые будут способны запустить механизмы роста деревень, превращая их через 2-3 месяца квестования в города, меняя тем самым карту мира. Идея то же неплохая, но по сути не новая. Если вы хоть не много интересуетесь Archeage, то вы прекрасно знаете что там можно будет делать и строить. Кто не знает/забыл, я напомню: можно будет строить свои дома, города, корабли, осадные орудия, сажать огород, деревья, подводные плантации, ловить рыбу посреди моря-окияна и даже создавать целые государства (ака фракции). То есть по сути вы влияете на то как развивается мир и как он выглядит причем напрямую, а не посредством каких то случайных непонятных тригеров, которые запускают непонятно какие события, как в EKN.
Так в чем революция EKN? Если они выполнять заявленный план, то мы получим просто очень качественную, современную, ПВЕ-ориентированную(я так понимаю) ММОРПГ, в которой не будет никакой революции. Будет просто развитие современных тенденций и идей в ММОРПГстроительстве, приправленное мультяшной графикой и западной казуальностью (без этого сейчас никуда), что само по себе не плохо.
Другой вопрос, возможна ли вообще революция в жанре? С момента появления первых ММО разработчики используют все те же изобразительные инструменты. Строят мир, заселяют его живностью, НПСями и выпускают в мир игроков что бы они, соблюдая правила мира ходили себе, занимались своими делами. По мне так что не делай, а ММОРПГ так и будет ММОРПГ, пока мы не перейдем на качественно новый уровень технологий.
Ну например, если ИИ станет реально продвинут на столько что сможет имитировать, ну хотя бы реальное поведение флоры и фауны, то уже игра станет как путешествие сквозь дикие леса-поля-моря, в которых с дерева на тебя может спрыгнуть рысь-сова, которая следит за тобой уже 30 минут и ждет удобного момента что бы напасть и порвать на части. Я уж не говорю что будет если мы сможем научиться имитировать хотя бы более менее примитивное поведение человека. Каких НПС и мобов можно будет запустить в мир. SOE презентовала что то похожее на это, но я просто не верю что их ИИ будет на столько продвинут.
Следующая революция это полный отказ от мониторов мышей и клавиатур и переход на полное погружения в мир. Уже сейчас есть много моделей всяких шлемов, некоторые мы уже скоро сможем даже получить в личное пользование, но рынок игр которые будут это поддерживать пока не велик, особенно среди ММО. Да и простая замена монитора на шлем не будет так уж революционна.
Есть еще куча фантазий на тему таких технических революций, но суть в них одна - создание новых игровых ощущений. Пока что не EKN, ни другие игры, выходящие в ближайшие 2-3 года, не смогут их нам предложить, а значит и революция в жанре пока что отменяется.